Ребенок в 4 месяца злится

image

Сорваться и накричать на ребенка может каждый, тем более — вымотанная молодая мама, в которой в послеродовой период еще долго будут бурлить гормоны. Понятно, что подобные срывы нежелательны и могут негативно отразиться на психике крохи. Как научиться сдерживаться и есть ли способы выплескивать негативные эмоции безопасным способом?

Последствия срывов

Несмотря на кажущуюся неразумность младенцев, они очень тонко чувствуют наше эмоциональное состояние по тону голоса. Слыша постоянный крик, ребенок будет воспринимать вас не как нежную и заботливую маму, у которой он всегда может найти защиту, а как некое полное гнева существо.

  1. Повышенный голос вызывает у грудничка чувство страха и травмирует его психику.
  2. Специалисты отмечают, что в семьях, где не принято сдерживать эмоции, вырастают агрессивные дети, часто встающие на неправильный путь.
  3. Ребенок, на которого постоянно кричат, вырастает неврастеничным.

Понятно, что накопленным эмоциям нужно куда-то деться. Для этого вам нужно выяснить, что именно довело вас до подобного состояния, когда хочется кричать на ребенка, и направить негатив в иное русло.

Находим причину срыва

Прежде чем перенаправлять эмоции, рекомендуется к себе прислушаться и разобраться, что именно является причиной срыва. Выяснив, что стало изначальным вашим «раздражителем», можно перестроить свою жизнь, чтобы негативные эмоции больше не накапливались.

Вы и ваша ситуация не уникальны. Многие мамы сталкиваются с подобным, и тоже пытаются найти способы, как не срываться на ребенка. Отгоняйте от себя мысли, что вы плохая мама, такая ситуация типична для молодых матерей, устающих, не успевающих делать все запланированное и имеющих нестабильную нервную систему из-за гормонов.

Усталость

Молодая мама, безусловно, сильно устает, ведь на ее плечи в декретном отпуске ложится все хозяйство и забота о малыше. Но усталость эта в основном не физическая, а психологическая.

Столкнувшись с совершенно новым для себя занятием — воспитанием младенца — женщина находится в постоянном напряжении, стараясь изыскать время для ухода за крохой, сталкиваясь с ежедневными проблемами и усмиряя капризы грудничка.

Со временем у молодой мамы накапливается колоссальная психологическая усталость, она начинает практически беспричинно срываться на грудного ребенка.

  • Попросите близких помочь вам или наймите помощницу, которая будет помогать вам хотя бы полдня по хозяйству или гулять с малышом;
  • обдумайте, что из ваших дел важнее, возможно, ежедневное мытье полов или проглаживание вещей не так уж и нужно, а освободившееся время вы можете посвятить собственному отдыху;
  • напишите примерный список ежедневных занятий с крохой, в котором вы укажете сон, гимнастику, гигиенические процедуры, физические занятия, — следуя ему, вы не потеряетесь во времени и ничего не забудете.

Злость

Часто причиной срыва становится злость — на мужа, который недостаточно помогает молодой маме управляться с младенцем и хозяйством, на ребенка, который беспричинно плачет и не может успокоиться, на себя саму, потому что вы не справляетесь с грудничком и хозяйством.

Накопленный негатив в таком случае вырывается на свободу при малейшем раздражении, возникающем из-за того, что вы не можете делать домашние дела из-за малыша или, наоборот, заниматься с крохой, потому что перегружены хозяйством.

  • Мягко обсудите с супругом ситуацию и попробуйте нагрузить его домашними делами или занятиями с крохой;
  • поймите, что младенец плачет не чтобы вас позлить или рассердить, а потому, что ему дискомфортно и плохо, и он просит вашей помощи как у единственного близкого человека;
  • старайтесь заниматься хозяйством тогда, когда кроха спит или с ним занимается ваш супруг, а все дневное время посвящайте общению и занятиям с малышом;
  • не перегружайте себя делами, ведь делать абсолютно все необходимое по дому вам вряд ли удастся даже не имея на руках малыша, лучше посвящайте больше времени его развитию и воспитанию.

Вина

Срывы могут происходить из-за накопившегося чувства вины.

Агрессия часто возникает у молодых мам, когда они осознают, что была совершена ошибка в уходе и воспитании или катастрофически не успевают выполнить все задуманное.

Ощущение беспомощности и вины перерастают в негативные эмоции, выплескивающиеся на невинного ребенка в виде крика, за который потом маме также становится безмерно стыдно.

Возникший замкнутый круг только усиливает неврастеническое состояние молодой мамы, и срывы возникают один за другим, доводя ее исступления. Она будет себя обвинять в том, что кричит на младенца, а значит она плохая мать, ей будет стыдно за то, что она должным образом не занимается с малышом, упуская время, важное для его развития и воспитания.

  • Не перегружайте себя задачами, домашние дела никогда не закончатся, а важный для развития младенца период однажды подойдет к финалу;
  • поймите, что каждый может совершить ошибку и, если она исправлена, то нужно идти дальше;
  • малыш не запомнит ваш единичный срыв, поэтому не вините и не терзайте себя за него, доводя себя до новых нервных срывов.

Отсутствие свободы

Рождение ребенка кардинально меняет жизнь молодой мамы, ее режим дня перестраивается под распорядок сна, питания дитя и занятий с малышом. Безусловно, со временем такая ограниченность начинает давить на психику современной мамы, привыкшей ходить на работу, гулять по магазинам и отдыхать с подругами.

Совестливые молодые матери, стремящиеся походить на эталонный образ, отказываются от помощи близких, предлагающих посидеть с ребенком, опасаясь, что в таком случае они станут плохой мамой, бросающей грудничка ради гулянок. Но накопившееся ощущение ограниченности, запертости часто перерастает в агрессию к ребенку, «примерные» мамы, все свое время посвящающие заботе о малышах, начинают срываться и кричать на своих чад.

  • Не стыдитесь принимать помощь близких, вы живой человек и вам нужно отдыхать, меняя обстановку;
  • договоритесь с супругом о «выходном» дне для вас, когда он сможет побыть с малышом, а вы — пройтись по магазинам в одиночестве или в компании подруг и посидеть с ними в кафе, как прежде;
  • полюбите в первую очередь себя, ваш мир не должен вращаться вокруг подгузников и пеленок — найдите себе хобби, посещайте выставки, общайтесь с подругами.

Способы успокоиться

  1. Перенаправляйте негативную энергию. Как только почувствуете, что готовы сорваться и начать кричать на младенца, выйдите из комнаты, начните бить подушки, большие мягкие игрушки, диван — все, что подвернется под руку. Так, негатив выйдет, и вы, свежая и спокойная, сможете вернуться к грудничку.
  2. Успокоительные.Если вы ощущаете, что эмоции долго копились и вскоре выйдут наружу, выпейте успокоительное. Но поскольку его действие может слегка «оглушить» вас и притупить скорость реакции, вам следует заранее подобрать эффективное средство, разрешенное для водителей. С таким препаратом вы будете и спокойной, и сможете вовремя отреагировать, например, когда кроха начнет падать.Пропивать успокоительные следует курсом, а затем делать перерыв, чтобы нервная система не привыкла к медикаменту.
  3. Вода. Когда вы ощутите, что срыв вот-вот произойдет, зайдите в ванную, умойте лицо или примите душ.Представьте, что вода смывает с вас вашу агрессию и оставляет только положительные эмоции — материнскую любовь к малышу, чувство ответственности перед крохой. Из ванной вы выйдете обновленной и успокоенной.
  4. Камера. Вы наверняка заметили, что при близких редко срываетесь, в основном вы начинаете кричать на ребенка, когда остаетесь с ним наедине.Наблюдатели делают нас сдержанней, мы словно играем перед ними некую роль — роль заботливой и собранной матери. Попробуйте представить, что в квартире стоят камеры. Боязнь того, что кто-то увидит ваше агрессивное поведение усмирит ваш гнев, и вы сможете сдержаться, когда вас потянет накричать на ребенка.
  5. Шепот.Если же вам требуется немедленно что-то донести до малыша, не кричите. Чтобы не напугать младенца, можете ругаться на него шепотом — так и смысл ваших слов до него дойдет, а вы не навредите его психике громком голосом.
  6. Обмен телами.Безусловно, вам эмоционально тяжело «тащить» на себе хозяйство: после прогулки с крохой готовить обед, одновременно стирая, убираясь и успокаивая капризного малыша, то и дело словно от скуки начинающего рыдать. Но грудничок не виноват в том, что вы на себя взвалили столько дел. Он плачет не от скуки, а от боли и дискомфорта.Услышав, что младенец капризничал, представьте себя на его месте — у вас заболел живот, или нестерпимо ноют десны, возможно, у вас полный подгузник и от этого неприятно жжет половые органы. Вы зовете маму, чтобы она помогла, но она вместо помощи начинает кричать так громко, что ее голос звенит в люстре.

    Почаще ставьте себя на место малыша, так вы будете сдержанней и внимательней к нему.

  7. Счет. Простой и действенный метод успокоения нервов должен помочь молодым мамам с нестабильной из-за гормональных изменений нервной системой. Как только вы ощутите, что переполнены эмоциями и вас тянет накричать на ребенка, замрите, замолчите и досчитайте до 10. После такого счета, как правило, все лишние слова и эмоции испаряются, а голова приятно проясняется.

После бури

После того, как вы успокоитесь и будете уверены, что не будете кричать на малыша, и сможете донести до него информацию спокойным голосом, обязательно объясните ему, что вам не понравилось в его поведении.

Растущий ребенок должен понимать, что его действия могут злить близких, что мама может устать и ей требуется отдых, и ваша задача — помочь дитя осознать это. Усмирив свои эмоции, после вы обязательно должны поговорить с младенцем, мягко объяснив ему причины, заставившие вас злиться.

Нельзя молча унимать свои срывы — малыш обязан знать, что он поступает неправильно, что мама устала, ей требуется тишина и немного отдыха. Так он вырастет чутким, заботливым и внимательным к настроению и состоянию своих близких.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития

image

Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.

Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.

В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.

После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Развивающие занятия

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Что умеет делать ребенок в 4 месяца

image

Прошел еще один месяц жизни маленького человека, за этот небольшой период произошло много изменений, получено немало новых навыков. Поэтому меняется и распорядок дня, так как он должен соответствовать новым потребностям ребенка. Так же, как ранее он включает в себя кормления, прогулки, развивающие игры, гигиенические процедуры и массаж. Меняются только временные промежутки.

Примерный распорядок для четырехмесячного малыша

Распорядок дня грудничка в 4 месяца, как правило, уже вырабатывается легко. Можно предложить примерный график, но при этом следует учитывать, что для каждого малыша он будет немного разным. По этой причине не стоит соблюдать его очень строго, так как индивидуальные особенности каждого младенца будут вносить свои коррективы.

  1. С 6 и до 8 часов утра после пробуждения идет первое кормление, умывание и гигиенические процедуры. После этого можно проделать легкую гимнастику в сочетании с воздушными ваннами.
  1. С 10 и до 12 – второе кормление, активное бодрствование проведением упражнений, массажа, игр для ускорения развития, совместимое с общением.
  1. С 12 до 14 часов рекомендуется совершить прогулку, лучше всего ее совместить со сном.
  1. С 14 до 16 – третья трапеза, активная игра, занятия для развития, прогулка по квартире.
  1. 16-18 часов – вечерний моцион, совмещенный со сном или знакомством с внешним миром.
  1. От 18 и до 21 идет четвертое кормление, игра и купание.
  1. С 21 до 22 желательно подготовить малыша ко сну.
  1. В 22 или 22.30 ночное кормление.
  1. С 23 до 6 – ночной отдых.

Ребенок в 4 месяца режим дня не должен соблюдать досконально, но есть моменты, которые следует обязательно учитывать:

  • промежутки между кормлениями должны составлять четыре часа;
  • длительность дневного сна – около шести часов, разделенных на три части.

Особенности питания

Режим 4 месячного ребенка на грудном вскармливании несколько отличается от расписания малыша-искусственника. И в первую очередь это касается самого вскармливания.

При кормлении грудью дополнительный прикорм не требуется, так как материнское молоко в полной мере перекрывает все потребности в питательных веществах.

А сокращение частоты кормлений связано с тем, что за один раз младенец высасывает большее количество молока, чем ранее.

В сутки норма потребления молока у четырехмесячного грудничка составляет до 1000 мл, а одна порция приравнивается к 200 мл. Поэтому режим 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании также подразумевает приготовление в одной бутылочке 200 мл смеси.

Для искусственников в 4 месяца вводится первый прикорм. Некоторые специалисты считают, что лучше всего с этой целью использовать кефир, немолочные каши или творог.

Но большинство педиатров считают, что лучшим прикормом являются соки и пюре из овощей, а затем и фруктовые.

Питание 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании с добавлением прикорма может чередоваться с большими промежутками, поскольку переваривание в этом случае проходит несколько медленнее.

При недостаточном количестве молока у матери используется смешанное вскармливание. В таком случае схема питания в четыре месяца должна включать 500 мл грудного молока, 400 мл смеси и 150 мл прикорма.

Сон у малыша в 4 месяца

В возрасте четырех месяцев у малыша сохраняется высокая потребность в сне. Ему требуется для полноценного отдыха около 16 часов за сутки, но режим сна несколько меняется из-за увеличения времени бодрствования.

В норме ребенку нужно отдыхать около 10 часов в ночное время и шесть часов днем, которые следует разделить на три. Однако такое правило не следует соблюдать строго, некоторым детям по-прежнему необходимо спать не менее четырех раз в день, а многие прекрасно себя чувствуют, если спять один раз в день. Есть крохи, которые просыпаются по ночам и каждые три часа просят еду.

Именно в этот период могут возникать у малыша проблемы со сном. Кризис сна в 4 месяца заключается в том, что малыш становится беспокойнее, меньше спит, капризничает, часто просыпается по ночам. И это не всегда связано с каким-либо заболеванием. Зачастую такое явление отмечается в результате интенсивного роста организма и его перестройки во взрослое состояние.

Что можно сделать:

  1. Постараться приспособится к новым условиям, и помочь малышу в этом. Например, если он плохо спит в ночное время, можно уложить его немного позднее, в этом случае придется его развлекать, пока он не спит. Это поможет ему проспать оставшееся время до утра.
  1. Обязательно уделять малышу максимум внимания. Доброжелательность и поддержка очень важны для него в период интенсивного роста организма.
  1. Следует сделать свободное время вашего ребенка как можно более занимательным. Чем активнее он проведет свое время, тем лучше и крепче будет спать.

Игры для развития

Период бодрствования теперь занимает около восьми часов, и это время следует заполнять гигиеническими процедурами, общением, гимнастикой, но основную часть времени должны занимать развивающие игры для детей 4 месяцев.

Полезно с малышом совершать экскурсии по квартире. В этом время он должен ознакомиться с предметами и их названиями.

Подойдя к каждой вещи с ребенком, нужно громко и отчетливо, несколько раз называть данный предмет. Все это постепенно откладывается в памяти, что со временем станет заметным.

В этот период достаточно произнести наименование уже знакомого предмета, и крошка будет поворачивать голову в его сторону.

Еще чем заниматься с ребенком в 4 месяца? Очень полезно ставить ему для прослушивания красивую музыку, а еще лучше негромко хлопать ладошками в ритм для вырабатывания чувства такта. Рекомендуется также покружиться с грудничком на руках.

Можно уже в этом возрасте давать книжки с яркими большими картинками, сопровождать просмотр пояснениями. Необходимо читать стихи и потешки, рассказывать сказки.

Как играть с ребенком в 4 месяца? С целью развития тактильных ощущений следует давать маленькому игрушки, различные по цвету и фактуре.

Это – развивающие коврики и развлекательные центры для развития органов зрения, слуха и мелких сенсорных способностей.

Когда ребенку 4 месяца, то развитие и уход за девочкой не слишком сильно отличается от ухода за мальчиком. Единственное, что следует строго соблюдать – подмывание следует производить по направлению спереди назад. Нарушение этого правила могут привести к тому, что может возникнуть цистит или даже пиелонефрит. Не исключен занос инфекции и в половые органы.

Развитие ребенка в 4 месяца, мальчик это или девочка, проходит приблизительно одинаково. Только у мальчиков отмечается несколько больший набор веса и рост, по сравнению с младенцами женского пола.

Способности и навыки в четырех месячном возрасте

Развитие малыша не стоит на месте, рассмотрим подробнее, что умеет делать ребенок в 4 месяца:

  1. Хватание перестает быть рефлекторным и становится произвольным и осознанным. Теперь малыш сжимает кулачок только в том случае, когда сам хочет взять предмет. Это большой прогресс, так как у него возникает первая тренировка управления движениями собственного тела и начинается развитие координации.
  1. Еще что ребенок делает в 4 месяца? Он не просто рассматривает предмет в свое руке, но и делает какие-то движения (стучит, трогает пальцем отдельные детали, тянет в рот). Правда, в связи с тем, что мышечная система у него еще развита слабо, происходит это пока не продолжительное время.
  1. Если в три месяца младенец мог уже переворачиваться на животик, то теперь он умеет занимать прежнее положение. И это вынуждает родителей держать его под постоянным присмотром, либо перекладывать на пол, чтобы не допустить падения с кровати. Новыми движениями ребенок становится способен добираться до интересующих его предметов.
  1. На спине грудничок начинает приподнимать голову с плечами, как будто при попытке сесть. Поэтому у многих родителей возникает вопрос о том, можно ли сажать ребенка в 4 месяца. Современные специалисты-ортопеды выступают категорически против такого раннего высаживания, до тех пор, пока малыш не будет садиться самостоятельно. При этом нельзя использовать для опоры мягкие предметы. Место высаживания и все опоры должны быть жесткими.
  1. Из положения лежа на животике малыш начинает делать попытки ползти. Он приподнимает тазовую часть, и перебирает ножками. У некоторых детей получается в этом возрасте передвигаться «по-пластунски». Для того чтобы развивать желание и умение ползать, перед малышом на некотором расстоянии можно выкладывать яркие и интересные для него игрушки.
  1. Зрение изменяется в лучшую сторону, и если ранее ребенок мог только видеть предмет на расстоянии 70 см, то теперь он способен рассматривать то, что находится от него в пределах 3 – 3,5 метров. Поэтому он уже свободно разглядывает комнату или пейзаж за окном.
  1. Слух начинает воспринимать многие звуковые оттенки, музыку, ловить их эмоциональную окраску. Но, несмотря на это, самым приятным для него сохраняется звук материнского голоса.
  1. Вместе с этим начинают формироваться зачатки речи. Он может произносить отдельные слоги, пытаясь повторить артикуляцию взрослого. На высоте положительного эмоционального состояния происходит самый интенсивный «разговор». В некоторых случаях малыш сам может выступать в качестве инициатора общения.
  1. В четыре месяца кроха уже четко делит всех людей на «своих» и «чужих». Своими он считает тех, кого видит чаще всего. Нередко он начинает плакать или капризничать в присутствии постороннего. Для того чтобы попасть в категорию «своих», следует хотя бы показываться на глаза ребенка один раз в два дня. Это необходимо потому, что долговременная память в данном возрасте еще не слишком развита.

Проблемы малышей в четыре месяца

Одной из наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются родители, является нарушение сна. Ее решение уже был описано выше.

Не так часто, но иногда появляются признаки прорезывания зубов у грудничка 4 месяца:

  • десна становятся красными и отекают;
  • возникает сиперсаливация;
  • возможно появление кисловатого запаха во рту из-за раздражения слизистой;
  • в некоторых случаях у малыша опухают щечки;
  • ребенок постоянно тянет в рот твердые предметы и грызет их;
  • у него появляется плаксивость, нарушается сон и аппетит.

Поскольку такие явления могут сопровождать некоторые заболевания, то при их возникновении следует сразу обратиться к лечащему педиатру.

Отказ от грудного кормления

Наряду с кризисом сна довольно часто бывает такая ситуация, когда малыш отказывается от грудного кормления, и мамы вынуждены по этой причине его прекращать.

Какие же причины могут лежать в основе отказа от груди малыша в четырехмесячном возрасте? Это, прежде всего, переходный период с повышением чувствительности к условиям проживания.

Малейшее нарушение в правилах организации питания, или резкое изменение распорядка может привести к тому, что ребенок перестанет брать грудь.

Есть и другие объяснения такому явлению:

  1. Заболевания. Часто воспалительные процессы в носу, горле или ухе доставляют малышу сильный дискомфорт, и процесс сосания и глотания весьма болезнен. Если начать вовремя лечение, то аппетит восстановится. Такие же неприятные ощущения могут доставлять воспаление десен или поражение полости рта грибком.
  1. Может быть неудобной поза, в которой проходит кормление. Особенно часто это бывает при мышечном гипертонусе, который встречается у детей после родовой травмы. В любом случае, следует либо поменять положение ребенка, либо устранить причину.
  1. Отказом может служить и раннее прорезывание зубов. Но это временное явление, и оно проходит в течение нескольких дней.
  1. Иногда причиной становится качество молока. В случае, когда у матери избыточная лактация малыш захлебывается молоком и постоянно его отрыгивает. При недостатке молока ребенок усиленно сосет грудь, но при этом остается голодным. Если же при этом начинает его кормить искусственной смесью из соски, то он совершенно теряет интерес к материнскому молоку.
  1. Ребенок изучает активно окружающим мир, и начинает отвлекаться на внешние раздражители. Решением проблемы становится кормление в отдельном посещении при отсутствии посторонних лиц и звуков.
  1. Иногда отказ малыша от груди в 4 месяца происходит в результате того, что одна из них не использовалась некоторое время по назначению (в силу болезненности при появлении трещины или лактостаза).

Предлагаем посмотреть видео о развитии и уходе за ребенком в 4 месяца:

При отказе малыша от грудного молока следует помнить, что в этом возрасте у него нет лучшей возможности получать все необходимы элементы, поэтому следует проявить терпение и настойчивость.

Ребенок рычит

image

Для каждой пары рождение ребенка – это всегда долгожданное событие и большое счастье. Но для самого малыша, появление на свет, это не что иное, как сильный стресс, ведь раньше он знал только одну, тихую и спокойную жизнь в утробе матери.

Теперь, его окружает совершенно другая обстановка и ему необходимо адаптироваться, что довольно нелегко дается самому малышу. Первые месяцы в жизни новорожденного самые сложные, ведь в это время его молодой организм еще очень слабенький и уязвимый, поэтому ему необходимо постоянное внимание со стороны родителей.

Период адаптации малыша осложняется и тем, что сам он не может сказать взрослым, если ему плохо и его что-либо беспокоит. В этот период все, что может ребенок, чтобы привлечь внимание родителей – это рычать, кряхтеть и кричать.

При этом, если малыш кричит и плачет, то — это еще можно понять и найти причину, но когда ребенок начинает рычать или усердно кряхтеть — это, безусловно, многих родителей приводит в недоумение.

Все непривычные звуки, которые издает малыш, заставляют родителей одновременно и умиляться и волноваться.

С одной стороны, если новорожденный ребенок рычит или кряхтит, то это радует маму, но с другой стороны, вызывает беспокойство, ведь сложно понять, что происходит с малышом и как он себя чувствует.

Причины рычания или кряхтения являются довольно типичными и объясняются определенным состоянием ребенка.

Новорожденный ребенок рычит и кряхтит

Когда ребенок двигает своими ручками или ножками, пытается поднять голову или даже кушает, у него на это уходит много сил и энергии. Эти процессы привычные для взрослых, а у ребенка они происходят наряду со всевозможными звуками: рычание, плач, крик и кряхтение.

Если в процессе всех этих действий малыш спокоен, то не стоит беспокоиться.

У новорожденных различных звуки издаются непроизвольно, но если же обыденные действия сопровождаются сильным рычанием, истерикой, покраснением и плачем, то стоит понять и выяснить, почему ребенок рычит и что его беспокоит.

Вероятные причины «рычания» и беспокойства ребенка

Ребенок может пребывать в разных эмоциональных и физических состояниях, на что влияет целый ряд определенных факторов и причин. Некоторые из этих факторов вполне естественны, другие же возникают вследствие невнимания родителей. Как же родителям понять, почему малыш рычит и что его беспокоит?

1) Проявление недовольства и характера

Очень часто рычание может быть способом выражения ребенка, когда ему что-то не нравится. Этим звуком может сопровождаться попытка ребенка поползти, перевернуться или поднять голову. Вследствие неудачи он начинается злиться и соответственно рычать.

Кроме того, в этот момент он может заплакать, или даже и то и другое одновременно. Таким образом, малыш зовет на помощь родителей, которые, в свою очередь, не должны приучать его, что при каждом зове они будут сразу же бежать к младенцу.

Ведь это приведет к тому, что он привыкнет и будет, таким образом, всегда звать маму на помощь.

В том случае, если малыш не кричит, а просто рычит и краснеет, при выполнении какого-то действия, это означает, что ему сложно и тяжело. Например, так может случиться при попытке сжатия погремушки.

Кроме того, ребенок может постоянно рычать даже просто так. Все дело в том, что он обнаруживает новые для себя звуки и как только ему надоест, он найдет для себя новый предмет для исследований.

Если понаблюдать за ребенком, то можно понять, когда он своим рычанием показывает радость, а когда недовольство.

2) Заглатывание воздуха

Очень часто случается так, что во время кормления малыш заглатывает воздух и это потом приносит ему дискомфорт. Из-за этого ребёнок может плохо спать и странно вести себя во время бодрствования.

Младенец начинает извиваться, пытается найти удобное положение и все это сопровождается непроизвольно издаваемыми звуками, такими как рычание или кряхтение.

Таким образом, он пытается избавиться от неприятных ощущений.

После приема пищи новорожденного нужно подержать столбиком на протяжении 10-15 минут, чтобы воздух вышел. Иногда вместе с ним, дети срыгивают и немного еды, но это не страшно и проходит, когда ребенок достигает 9 месяцев.

Определить попадание воздуха можно по таким симптомам:

  • ребенок ведет себя беспокойно, рычит и издает другие звуки после кормления;
  • после кормления высовывает язык и тянет ручки ко рту, показывая, что ему что-то мешает;
  • плачет спустя час после принятия пищи;
  • отрыгивает.

3) Колики

Наиболее распространенной причиной того, почему новорожденные кряхтят, рычат и издают другие звуки, являются колики.

Если во время кормления бутылочка находилась не под правильным углом, была неплотно прижата или была использована плохая соска, все это может стать причиной попадания в кишечник воздуха.

Ребенок может страдать этим до шести месяцев и иногда невозможно точно определить, что именно вызвало колики. В таких ситуациях малыш нуждается в помощи. Ему может очень помочь массаж живота, чай на основе фенхеля и средства, которые уменьшают газики у новорожденного.

Предотвратить появление воздуха в кишечнике можно такими способами:

  • купить на все бутылочки специальные соски;
  • во время кормления бутылочку нельзя держать под уклоном;
  • если кормление осуществляется грудью, то нужно контролировать, чтобы губы ребенка были плотно прижаты;
  • после приготовления смеси, ей нужно дать настояться минут 15-20, а затем уже давать малышу.

4) Естественные процессы

Причиной рычания и кряхтения может быть физиология. Характерными звуками могут сопровождаться такие процессы, как опорожнения кишечника или мочевого пузыря. Для маленького человечка, даже такие, казалось бы, обыденные процессы требуют усилий, поэтому ему приходиться напрягаться, что и вызывает звуки различного рода.

Если ребенок постоянно рычит, то, только понаблюдав за его состоянием и его действиями можно понять, что это означает —радость или недовольство.

Ребёнок злится. Что делать родителям?

image

Пожалуй, ситуация, когда ребёнок злится, кричит, по накалу эмоций одна из самых тяжёлых в жизни каждой мамы. Детская злость вызывает у взрослых огромное количество собственных негативных эмоций, справиться с которыми порой непросто.

Причины детской злости

С точки зрения взрослого, поводы для детского гнева чаще всего смехотворны – не дали залезть в лужу, выключили мультик, не купили конфетку. Но за этими незначительными причинами кроется нечто более глубокое:

  • малыш взаимодействует с самим собой, со своими потребностями, желаниями, эмоциями;
  • учится отстаивать свою самостоятельность.

Когда гнев накрывает с головой, дети действуют практически на инстинктах и на одном подсознании. У них отключается логика, страх наказания, способность договариваться. Для детей есть только их желание – жгучее, неутоленное и такое привлекательное.

Чтобы продуктивно выйти из этой ситуации, им не обойтись без помощи близкого взрослого.

Проявления детской злости

Картинка злящегося ребёнка чаще всего стандартна:

  • он кричит, вопит, визжит;
  • сжимает кулаки, дерётся, брыкается, кусается;
  • упирается, отказывается уходить, падает на пол;
  • выкрикивает обидные фразы: «ты плохая, ты злая», «я тебя не люблю» и даже «я тебя убью»;
  • бьёт себя по голове, лицу, нарочно пытается стукнуться о мебель.

Все это проявления эмоций. Любая сильная эмоция – это энергия. Малыш пытается от этой энергии избавиться любыми методами. Кроме того, он привлекает к себе внимание. А в случае аутоагрессии (если ребёнок бьёт себя, когда злится) – ещё и стремится найти утешение, вызвать жалость у родителей.

Главное правило при агрессивном поведении у детей – не дать причинить вред себе или окружающим.

Необходимо перехватывать кулак, не давать подойти близко к другим людям, мягко обнимать и прижимать к себе. Можно увести или унести в сторону, убрать опасные или ценные предметы подальше.

Почему ребёнок злится на родителей?

Многие обращали внимание, что ссора с коллегами происходит менее эмоционально, чем с супругом, родителями, лучшей подругой или другом. У малышей точно так же. Дети «открывают» дверцу своей злости на полную катушку тогда, когда чувствуют себя в безопасности.

Именно поэтому с мамой дети закатывают истерики, а в саду с воспитательницами становятся послушными. Даже с папой или бабушкой дети чуть сдержаннее, чем с мамой. Именно мама становится тем «контейнером», в который они скидывают тяжёлые и разрушительные чувства. И именно самые близкие могут в этот момент научить малыша справляться со стрессовой ситуацией.

Способы помощи злящемуся ребёнку

Чтобы ребёнок «обуздал» злость, ему нужно понимать, что это такое. Поэтому первая задача – познакомить малыша с этим чувством:

  • В момент ссоры называйте чувства ребёнка: «я вижу, ты сейчас злишься», «ты очень сильно обиделся и расстроился».
  • Проговаривайте причину этой эмоции, например: «ты зол, потому что тебе не дали ещё один кусочек пирога».
  • Показывайте в книжках и мультиках злящихся героев, акцентируйте на них внимание малыша: «смотри, он злится и дерётся, совсем как ты, когда тебе не покупают новую машинку/куклу».
  • Проговаривайте свои эмоции и эмоции окружающих людей: «я так сильно расстроилась, что ты раскидал игрушки, мне даже хочется их выкинуть», «тот мальчик рассердился и укусил девочку, потому что она забрала его лопатку».

Вторая цель родителей – научить кроху выражать свои чувства безопасным для себя и окружающих способом. Тут можно легко применять фантазию:

  • Бить подушку, мягкий диван, мять бумагу, рвать её, кидать друг в друга, топать ногами по полу или специальному коврику.
  • Взять водный пистолетик и пойти стрелять по кафельной плитке в ванной или с балкона (если там не ходят другие люди).
  • Внезапно воскликнуть: «Ой, твоя батарейка злости уже переполняется! Сейчас будет взрыв! Срочно сбрасываем напряжение: сильно давим на мячик обеими руками! Давай, еще! Во-о-от! Теперь мы все в безопасности».
  • Начать обзываться и придумывать необидные прозвища, например, съедобными продуктами «ты морковка!», «а ты селедка!», животными или растениями.
  • Мять пластилин, чиркать карандашами, мазюкать красками.
  • Уйти от всех в другую комнату и покричать, поплакать в подушку.

Чтобы эти приёмы подействовали, нужно не просто предложить их крохе, а сделать это вместе с ним. Тоже сильно-сильно побить подушку и потопать ногами, яростно помять бумагу в комки и покидать её в разные стороны. А в конце проговорите: «Я злился, потом потопал ногами, и мне стало легче. Теперь я стал спокойнее».

Памятка родителям вспыльчивого малыша

  1. Проговаривайте эмоции и их причины – свои, ребёнка, окружающих людей.
  2. Установите чёткие правила: не наносить вред людям и животным, не портить ценные вещи, не говорить грубости.
  3. Показывайте как можно больше способов выплеснуть гнев и неудовольствие, а также способы успокоиться.
  4. Помните, что детям ещё сложно управлять своим эмоциональным состоянием, не ругайте их за всплески раздражения, обиды, гнева.
  5. В любой ситуации демонстрируйте вербально и невербально, что вы на стороне ребёнка, любите его любым, даже кричащего и в слезах и всегда готовы помочь.

Чего категорически нельзя делать:

  1. Говорить, что вы его не любите, что он плохой.
  2. Обижаться, злиться в ответ.
  3. Грозить наказаниями, бить, шлёпать.
  4. Требовать немедленно прекратить.
  5. Бросать малыша, уходить от него, оставлять одного со своими мыслями и эмоциями.

Умение справляться с собственными эмоциями, выражать их социально приемлемым способом – это один из важнейших навыков, который необходим для успешной социализации и полноценного развития. Помните, что когда малыш капризничает и закатывает истерику, он даёт вам шанс научить его. Не пропускайте эти уроки.

Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 4 месяца?

image

В этой статье мы расскажем о том, как самостоятельно оцениить развитие ребенка в 4 месяца. Но не забывайте, что на объективность домашних наблюдений влияют условия их проведения.

Поэтому, если Вы решили самостоятельно оценить развитие ребенка четырехмесячного возраста, заранее продумайте несколько важных моментов, подробно рассмотренных в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»

Развитие ребенка в 4 месяца. Положение «лежа на животе»

Положите вашего раздетого малыша на живот. Для развития ребенка в 4 месяца характерна уверенная опора на предплечья.

Теперь угол между плечами и предплечьями должен быть больше 90°, а расстояние между самими предплечьями по сравнению с 3 месяцами увеличивается.

Ладони четырехмесячный малыш оставляет полуоткрытыми и способен удерживать голову вертикально более одной минуты.

Развитие ребенка в 4 месяца. Реакции и навыки

Вложите в руки лежащего на спине малыша свои большие пальцы, остальными пальцами обхватите его кисти и очень медленно и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки.

Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему, по крайней мере, в начале движения удерживать голову на одной линии с телом (голова поднимается вместе с телом). Через несколько секунд голова может опуститься назад.

Согнутые ножки в момент подтягивания также рефлекторно приподнимаются на несколько сантиметров над подстилкой. Ручки же могут находиться в положении от слабо вытянутых до слегка согнутых.

Возьмите малыша обеими руками под мышки, можно лицом к себе (поддерживать головку большими пальцами уже не обязательно), и вертикально поставьте на обе ступни на твердую гладкую поверхность.

Обязательно следите за тем, чтобы не нажимать кончиками пальцев, в том числе и кончиком большого пальца, на различные группы мышц тела малыша. Особенность развития ребенка в 4 месяца выражается в согнутых ножках, как будто он не может стоять.

Возможно, вы будете наблюдать у своего малыша легкое выпрямление в коленках и голеностопном суставе и кратковременную опору на кончики пальцев ног, но вес тела он еще удерживать не сможет.

Положите малыша на спину и какое-то время просто понаблюдайте за ним со стороны. В данном случае развитие ребенка в 4 месяца определяется по движениям рук и состоянию ладоней – они должны быть большую часть времени полураскрытыми.

Малыш может легко вкладывать их одна в другую и «играть» так минимум 3 секунды. Кроме того, в этом возрасте младенец умеет подносить свои ручки к лицу, он с интересом наблюдает за ними, воспринимая их как движущиеся «предметы».

Обратите внимание также на то, что ручки должны взаимно прикасаться на средней линии.

Развитие ребенка в 4 месяца требует проверки координации рука-рот. Покажите лежащему на спине малышу деревянный шарик (диаметром 28 мм) и вложите его в руку. Четырехмесячный ребенок подносит шарик ко рту и начинает активно «изучать» его губами и языком.

Это задание малыш должен уметь выполнять обеими руками. Если у него что-то не получилось, можно несколько раз дотронуться ручкой ребенка до его рта.

Развитие ребенка в 4 месяца. Взаимодействие с внешним миром

Дайте ребенку в руку погремушку или кубик (длина стороны 3 см) и понаблюдайте, что он станет с ней (или с ним) делать. Развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет держать предмет, рассматривать его, крутить или поворачивать. Если малыш сразу же уронил игрушку, дайте ему ее еще раз.

Развитие ребенка в 4 месяца. Речевые навыки и общение

Прислушайтесь к «высказываниям» своего малыша в моменты бодрствования.

Необязательно при этом находиться непосредственно рядом с ним, но если возникнет такая необходимость, можно «подтолкнуть» его к общению: наклониться и ласково заговорить.

Внимательно слушайте, какими звукосочетаниями малыш вам отвечает. Развитие ребенка в 4 года отличается произнесением звуков, похожих на «в», «ф»,«б», «м», «с» или английский «th».

Ребенок в 4 месяца уже умеет выражать восторг и другие позитивные эмоции. В его радостных возгласах выражается общее хорошее самочувствие и удовольствие от возможности самостоятельно что-то произносить. Такие возгласы выражаются короткими взрывными звуками с резким изменением тональности голоса.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации