Понятие «гиперактивность» появилось недавно. Люди его применяют к каждому активному и подвижному ребенку. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.
Как отличить активного ребенка от гиперактивного
Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш ведет себя вяло и тихо. Активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя спокойно. Его можно увлечь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.
Поведение гиперактивного ребенка отличается. Такой малыш много двигается, гл он продолжает это делать постоянно и даже после того, как устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности тоже задает много вопросов, но редко до конца дослушивает ответы. Им трудно управлять, он не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет и кусается. Гиперактивных детей можно определить еще по особенностям, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.
Особенности гиперактивных детей:
- проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть;
- неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы;
- неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете;
- не может усидеть на месте;
- забывает важную информацию;
- проблемы с концентрацией внимания;
- отсутствие чувства страха и самосохранения;
- нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь;
- излишняя болтливость;
- частые и резкие смены настроения;
- недисциплинированность;
- обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки;
- испытывает трудности в обучении.
Из-за возрастных особенностей детей диагноз «гиперактивность» ставится только после 5-6 лет. Сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность часто остаются.
Читайте также:
Сказки – польза детских сказок для дошкольников
Врачи отмечают, что гиперактивные дети обладают особыми чертами, которые требуют внимательного подхода в воспитании. Часто они проявляют повышенную энергичность, трудности с концентрацией и импульсивность. Специалисты подчеркивают важность создания структурированной среды, где ребенку будет легче сосредоточиться и следовать распорядку. Индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых методов обучения и позитивное подкрепление могут значительно улучшить поведение и успеваемость. Врачи также рекомендуют родителям активно взаимодействовать с педагогами и психологами, чтобы обеспечить комплексную поддержку. Правильное воспитание гиперактивного ребенка требует терпения и понимания, но может привести к успешной социализации и развитию его уникальных способностей.
Причины гиперактивности
Родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения синдрома не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм и перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве.
Гиперактивные дети часто вызывают множество вопросов и сомнений у родителей и педагогов. Их энергия и непоседливость могут восприниматься как проблема, но важно понимать, что это лишь одна из особенностей их характера. Такие дети обычно обладают высоким уровнем креативности и любознательности, что открывает перед ними множество возможностей. Однако, для их воспитания требуется особый подход. Родителям стоит создать структурированную среду, где ребенок сможет направить свою энергию в конструктивное русло. Регулярные физические активности, творческие занятия и четкие правила помогут развить самоконтроль и сосредоточенность. Понимание и поддержка со стороны взрослых играют ключевую роль в формировании уверенности и гармонии в жизни гиперактивного ребенка.
Лечение гиперактивности у детей
Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.
Для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Они не избавляют от синдрома, а снимают симптомы на период приема препаратов. Подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.
Поддержка родителей имеет важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в меньшей степени.
Родителям необходимо:
- Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.
- Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и других слов, способных создать напряженную обстановку.
- Не выражать неудовольствие ребенком, а осуждать только его поступки.
- Беречь малыша от переутомлений и стрессов.
- Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.
- Избегать мест, в которых присутствует много людей.
- Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.
- Обеспечить возможность расходования лишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.
- Не забывать хвалить ребенка за достижения, хорошие поступки или поведение.
- Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.
- Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.
- Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, телевизор и разговаривающих людей.
Читайте также:
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Вопрос-ответ
Какие признаки гиперактивности у детей?
Признаки гиперактивности могут включать постоянную подвижность, трудности с концентрацией внимания, импульсивное поведение, а также частую смену активности. Дети могут проявлять неусидчивость, часто перебивать других и испытывать сложности с завершением начатых дел.
Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка?
Воспитание гиперактивного ребенка требует терпения и понимания. Важно установить четкие правила и границы, а также создать структурированную среду. Регулярные физические активности и занятия, которые требуют сосредоточенности, могут помочь ребенку лучше управлять своей энергией и вниманием.
Когда следует обратиться к специалисту по поводу гиперактивности?
Если вы замечаете, что поведение ребенка значительно мешает его обучению, социальным взаимодействиям или повседневной жизни, стоит обратиться к специалисту. Психолог или психиатр может провести оценку и предложить подходящие методы поддержки и лечения.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте структурированный распорядок дня. Гиперактивные дети часто чувствуют себя более комфортно и безопасно в условиях предсказуемости. Установите четкие временные рамки для занятий, игр и отдыха, чтобы помочь ребенку лучше организовать свое время и снизить уровень стресса.
СОВЕТ №2
Включите физическую активность в повседневную жизнь. Регулярные физические упражнения помогают гиперактивным детям снимать избыток энергии и улучшать концентрацию. Придумайте разнообразные игры на свежем воздухе или запишитесь на спортивные секции, чтобы ребенок мог выплескивать свою энергию.
СОВЕТ №3
Используйте положительное подкрепление. Поощряйте хорошее поведение и достижения вашего ребенка, даже если они кажутся незначительными. Это поможет повысить его самооценку и мотивировать к дальнейшим усилиям. Убедитесь, что похвала конкретна и искренна.
СОВЕТ №4
Общайтесь с педагогами и специалистами. Если вы замечаете, что поведение вашего ребенка вызывает трудности в школе или в других социальных ситуациях, не стесняйтесь обращаться за помощью к учителям или психологам. Они могут предложить дополнительные стратегии и ресурсы для поддержки вашего ребенка.